Период, на протяжении которого открыт впускной клапан и который среди автолюбителей принято называть «продолжительностью», выражается, как правило, в градусах угла поворота коленвала. При работе стандартного (типичного) распределительного вала клапан чаще всего открывается при «недовороте» коленчатого вала на 6-10 градусов по отношению к верхней мертвой точке — ВМТ. Такой стандартный распредвал довольно плавно открывает клапан, что обеспечивается для того, чтобы, во-первых, уменьшить износ, а во-вторых, снизить уровень шума. Затем клапан, достигнув верхней точки, наконец, закрывается, что происходит по достижению примерно 20 градусов после выхода из нижней мертвой точки — НМТ.
Данный период времени принято называть «продолжительностью работы кулачка». Он, как правило, составляет поворот коленчатого вала в 200-210 градусов. Многие автомеханики стараются в первую очередь увеличить указанную продолжительность работы кулачка. Следует отметить, что большая продолжительность обычно позволяет двигателю развивать большую мощность при повышенных оборотах. Как правило, продолжительность работы кулачков у высокопроизводительных распредвалов составляет 260-320 градусов, а у двигателей гоночных машин – еще больше. Вместе с тем это число само по себе ни о чем еще не говорит.
К примеру, у кулачка может быть очень пологая траектория подъема и опускания, при этом преимущество в увеличении площади открытия под клапаном, в сравнении со стандартным кулачком, будет небольшим. Одновременно с этим, кулачок с аналогичной продолжительностью работы, но более крутыми профилями сможет обеспечить очень скорое открытие и закрытие, а это придаст двигателю совсем другие характеристики, хотя скажется на продолжительности службы распредвала.