Прогорание прокладки головки блока цилиндров приводит к тому, что охлаждающая жидкость попадает в картер двигателя, либо, напротив, антифриз попадает в расширительный бачок под давлением газов, а в результате происходит перегрев двигателя. Причем, если вовремя этого не заметить, дело может кончиться и вовсе пробоем блока двигателя шатуном.
Но прежде чем приступать к ремонту, нужно проверить, действительно ли проблема в прокладке. Сделать это не сложно – запускаем двигатель, осторожно открываем крышку радиатора и смотрим, не пузырится ли охлаждающая жидкость. Как сказано выше, при дефекте прокладки ГБЦ через образовавшееся отверстие выходят газы, которые вы и можете наблюдать в жидкости радиатора.
Итак, если видны газовые пузыри, приступаем к замене прокладки.
Прежде всего, снимаем всё, что присутствует на клапанной крышке, затем саму крышку, которая обычно закреплена 2-4 болтами. Учтите, крышка может «прикипеть» к ГБЦ, тогда аккуратно стучим по ней деревянным молотком, затем снимаем. После этого следует открутить выпускной коллектор, обычно требуется головка на 14 и накидной ключ. Демонтируйте коллектор осторожно, если на резьбе шпилек увидите ржавчину – обрызгайте их специальным спреем для её удаления, иначе возможно разрушение шпилек. Затем снимите ремень газораспределителя, перед этим ослабив натяжной ролик.
Теперь можно снимать ГБЦ. Открутите болты (или, на некоторых моделях, гайки), затем снимите головку блока, также постучав по нему деревянным молотком. Теперь снимите прокладку и внимательно её осмотрите, если есть повреждение – увидите невооруженным глазом. Не помешает также проверить саму головку блока. Положите её на ровную поверхность, надавите на один край.
Если ГБЦ качается, то в результате перегрева произошла деформация и лучше заменить и её. Также проверяем клапаны: переверните ГБЦ и залейте в каждое гнездо керосин, при целых клапанах вытекать он не должен.
Перед установкой новой прокладки зачистите поверхности блока и головки. Затем установите прокладку на блок, установите головку, начинайте закручивать болты. Лучше делать это с помощью динамометрического ключа, начинать от середины и идти крест на крест.
После этого установите ремень газораспределителя, шкивы распределительных валов ставьте по отметкам на отливе двигателя. Теперь подсоедините коллекторы (если требуется, замените прокладки и на них) и завершайте сборку в обратной последовательности.