Разбираемся в тонкостях вступившего в силу Закона, ограничивающего покупку автомобиля исключительно безналичной формой расчета.
18 октября в силу вступили изменения для «Закона о платежных системах», которые внесут серьезные изменения в операции на автомобильном рынке Украины. Так, новая трактовка Закона предусматривает граничные суммы, при оплате которых будет стартовать исключительно безналичная форма расчета. Подобные границы будет устанавливать исключительно НБУ, и на данный момент инсайдеры называют порог в 20 тыс. грн – фактически, при подобных нормах приобрести автомобиль за наличные деньги становится невозможно. И для того, чтобы оформить сделку купли-продажи, любому потребителю придется открывать счет в банке и зачислять на него необходимую сумму, которую только после этого можно будет перечислить на счет автосалона. Стоит, правда оговориться: Закон принят был, однако обсуждение граничных сумму до сих пор продолжается – их окончательное утверждение состоится не ранее конца текущего — начала следующего года.
Здесь можно слушать Радио Авторадио Украина онлайн
Тем не менее, несмотря на видимые неудобства, которые данная форма расчета подразумевает, редакция AUTO.ria.ua решила провести несколько консультаций с представителями как самих банков, так и продавцов, дабы выяснить – действительно ли новый закон приведет к радикальным переменам в структуре рынка, а также каким образом подобные изменения коснутся всех участников сделки.
Как отметил в комментарии AUTO.ria.ua первый вице-президент дилерской сети «ВиДи Груп» Артем Ткаченко, введение безналичного расчета напрямую ударит по конечному потребителю. «Безналичный расчет создает определенные неудобства для покупателя, в частности, достаточно высокая комиссия банка, необходимость обнародовать все свои доходы и банковские счета», — заметил господин Ткаченко. Ведь банки не станут осуществлять операции бесплатно, потребовав дополнительный процент от суммы платежа (1-3%) в качестве комиссии за перевод денег. Либо же, если покупка осуществляется с помощью пластиковых карт, комиссия будет возложена уже на продавца, который, дабы не терять в доходе, добавит её в стоимость автомобиля – так или иначе, а платить придется потребителю. Кроме того, вице-президент «ВиДи Груп» отмечает, что помимо видимых недостатков в виде дополнительных трат, новый закон несет в себе и другие «подводные камни», например сложности с организацией деятельности банков-партнеров, которые работают непосредственно в автосалонах. «С учетом уменьшения оборотов по кассе, с целью компенсировать собственные потери, банки переложат затраты на содержание касс на дилерские центры», — заявил Ткаченко.
В свою очередь директор ООО «АвтоАльянс Киев», официального дилера Nissan Motor в Киеве и Киевской области Дмитрий Барановский отметил, что изменения в форме расчетов несут определенную выгоду лишь банкам, тогда как продавцам, а уж тем более покупателям, «безнал» преимуществ не дает. «Для нас, как для продавцов, по большому счету ничего не меняется – с наличными деньгами автосалон и раньше дела не имел. Покупатель просто относил деньги в приписную кассу банка на территории салона, через которую перечислял сумму на реквизиты продавца», — отметил Барановский. При этом директор салона подчеркнул, что открытие счета само по себе станет дополнительной проблемой, которая встанет перед покупателем. «За границей покупки с помощью карточки – вещь нормальная и привычная. Однако в Украине консервативный потребитель пока к такому виду расчета не привык. В результате возникнет ситуация, когда пройдя через все сложности, покупатель воспользуется этим счетом всего 1 раз для приобретения авто, после чего о нем забудет», — заключил господин Барановский.
В свою очередь представители банков отметили, что их структур нововведение коснется в незначительной степени, поскольку специфика учреждения и так предполагает работу с исключительно виртуальными деньгами.
Каковы могут быть последствия, если в принятом Законе окажется запланированные ранее граничные суммы в размере 20 тыс. грн? И господин Ткаченко, и господин Барановский сошлись во мнении, что неминуемо состоится отток покупателей из официальных салонов. «Определенное количество клиентов, вполне вероятно, откажутся от покупки нового автомобиля в официальном автосалоне и отправятся на авторынок. Либо, как вариант — клиенты откажутся от покупки авто и будут арендовать/брать автомобили в лизинг», — заметил Ткаченко. Также, по его словам, немаловажную роль сыграет и необходимость «светить» свои средства перед налоговыми структурами. «Прогнозирую, что покупательская активность может снизиться и по причине появления инструмента дополнительного контроля со стороны государственных контролирующих органов, в частности налоговой службы», — заключил Ткаченко.
Стоит отметить, что с предложением пересмотреть граничную сумму в Законе уже выступила Ассоциация автомобильных дилеров и импортеров ВААИД, в котором просила установить рубеж безналичного расчета в 200 тыс. гривен. Эту же инициативу поддерживает и «ВиДи». «Благодаря такому шагу банки не пострадают, а даже наоборот: во-первых, они имеют возможность бесплатно использовать денежные средства клиента, временно находящиеся на счетах. Во-вторых, банки смогут оптимизировать другие платежи, связанные с обслуживанием клиентов, сэкономят на содержании банкоматных сетей. В-третьих, получат прибыль благодаря двусторонним обменным операциям», — отметил Ткаченко.
Подчеркнем, что окончательное решение по граничным суммам будет озвучено в конце текущего – начале следующего года. Причем в полномочиях НБУ будет также возможность оперативно корректировать эту сумму в зависимости от экономических реалий.